Физкультурой заниматься
Нам не лень.
Мы готовы кувыркаться
Целый день!
Прыгать бегать и скакать
Чтобы как Валуев стать
Посмотри на луг цветущий -
Ярких красок волшебство
От зелено-изумрудных трав
До радужных цветов:
Желтых, синих, красных, белых,
Розовых и голубых
Разнотравье, разноцветье,
На лугах моей страны.
Раскрашивание картинок - это не только интересное, но и полезное занятие. Раскрашивание картинок помогает малышу расширить свои познания об окружающем мире, познакомиться с цветом и формой, освоить технику аккуратной штриховки. Раскраски приобщают маленького человека к искусству живописи.
|
Главная / Страничка логопеда / Логопедические тропинки / Развитие фонематического восприятия и слуха /
Развитие фонематического синтеза.чт., 18.10.2018Осколкова Л.А., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени
Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.
Развитие фонематических представлений Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Взрослый задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание. Инструкция: Придумай слово со звуком.: - придумай слово с 3, 4, 5 звуками; - отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их; - подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова). Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в«перепутанном порядке». Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например:. , потом., затем.). Инструкция: Назови слово, которое я загадала. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа 1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков. 2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте(например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик). 3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса). 4. Преобразовать слова: - добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов); - убирая звук: плуг-луг; угол-гол; - изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор. ; - переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;. - составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол. 5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,. (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах). 6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки. 7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток. 8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й, получается слово-отгадка. 9. Решение кроссвордов, ребусов, схем. 10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток. 11. Подбор слов к графическим схемам. 12. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.
Игры для развития моторно-слуховой памяти. «Пишущая машинка» Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа. Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
«Будь внимателен!» Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух. Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.
«Посчитай буквы и составь предложение» Играют от 3 до 6 участников. Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом. Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук. Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово. Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий. Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.
«Слушай хлопки и подбирай слоги» Играют 2 человека или 2 небольшие команды. Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха. На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки. Инструкция: Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п. Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п. Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п. А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.” Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.
«Повтори за мной» Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
«Слушай и повторяй!» Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность. Логопед произносит 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-. Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА. Его «противник» должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед. При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.
«Услышишь — стой!» Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия. Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда. Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.
«Что слышно?» Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. 2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
«Канон» Цель игры: развитие волевого внимания. Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впередистоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз. Доктор наук, профессор Левина Р. Е. , стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
|